Аналитическая справка

выполнения годового плана МАДОУ д/с № 8 г. Сковородино

за 2015-2016 учебный год


          В 2015-2016 учебном году коллектив детского  сада работал по основной общеобразовательной программе дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой.

 На конец учебного года в   ДОО  функционирует 11 возрастных групп, общая численность детей составляла 285 человек.

Основные задачи деятельности учреждения в 2015-16 учебном году:

1. Внедрять эффективные формы работы, способствующие воспитанию у детей интереса к художественной литературе.

2.  Совершенствовать работу по формированию творческого потенциала личности педагога через активное участие в обновлении системы ДОО.

3. Создать систему работы по приобщению детей к истокам русской народной культуры через русские народные игры.

  1. Обеспечение здоровья и здорового образа жизни

Оздоровительная работа – одна из ключевых проблем в системе дошкольного образования. И это вполне объяснимо – только здоровый ребенок способен на гармоничное развитие. Физкультурно-оздоровительная работа с детьми осуществлялась с использованием здоровьесберегающих технологий: Гаврючина Л.В. «Здоровьесберегающие технологии в ДОУ», М.Д. Маханева «Программа оздоровления детей дошкольного возраста», оздоровительно-развивающей программы М.Л. Лазарева «Здравствуй» - использованы рекомендованные средства физического воспитания.

Для закаливания в группах условия: имеется спортивный инвентарь, дорожки против плоскостопия, знания о точечном массаже и т.д., но нет разнообразия, закаливание проводится не в системе, поэтому и заболеваемость в некоторых группах повышена. В каждой группе создан «физкультурный уголок», в котором находится оборудование для самостоятельных занятий спортом. В свободное время, воспитатели недостаточно уделяют внимание закреплению основных видов движения с детьми.
        Прогулки проводятся регулярно, но в холодное время года сокращаются, в целях снижения заболеваемости детей. Был проведен оперативный контроль «Проведение прогулки» - длительность прогулки, принципы построения прогулки в разных возрастных группах.

Утренняя гимнастика проводится ежедневно во всех возрастных группах. Педагоги согласно методике, своевременно обновляют комплексы утренней гимнастики, используют вариативные формы ее проведения: классическая, музыкально-ритмическая, имитационно-образная, игровая. Такой подход создает оптимальные условия для развития двигательной самостоятельности (средний дошкольный возраст); двигательной произвольности и находчивости, осмысленного отношения к движению и двигательного воображения  (старший дошкольный возраст).

Организованной формой в двигательном режиме является НОД по физической культуре. При проведении НОД используется как традиционные, так и нетрадиционные формы проведения: сюжетные, тренировочные, контрольные, комплексные, игры-эстафеты и др.

Параллельно с физическим развитием идет обучение детей основам культуры здоровья. Для воспитанников групп младшего дошкольного возраста (средние группы) валеологический материал включен в вариативную часть образовательной программы ДОО. 

Наиболее проработанным направлением являются вопросы обеспечения безопасности детей в ситуациях дорожного движения. В ДОО внедрена областная образовательная программа для дошкольников «Ребенок и дорога». Для внедрения программы разработано планирование вариативной части образовательной программы ДОО «Безопасность дорожного движения (БДД)».  С детьми всех возрастов проводятся занятия по БДД в мобильном автогородке в рамках реализации вариативной части образовательной программы ДОО. Для более качественного формирования навыков и соблюдения правил БДД в ДОО оформлена подписка на газету «Добрая Дорога Детства».

Задача  по созданию условий для формирования у детей жизненно важных двигательных навыков и умений, для использования здоровьесберегающих технологий, для обеспечения психологического благополучия каждого ребенка  реализована успешно.

  1. Результаты выполнения образовательной программы по образовательным областям и направлениям

Главной  задачей педагогического коллектива является получение качественного образования воспитанниками ДОО. На качество образования влияет единые требования обучения и воспитания детей, преемственность между дошкольным и школьным образованием, квалификация педагогов.

В течение учебного года идет постоянная динамика углубления, расширения и обобщения знаний детей по пяти образовательным областям ФГОС ДО, примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Веракса, Т.С. Комаровой. Москва «Мозаика-Синтез», 2015 г., по парциальным программам и технологиям, рекомендованным Министерством образования РФ, которые  используются для реализации вариативной части образовательной программы ДОО.  Все программы органично вписываются в единый комплекс и используются для разностороннего развития воспитанников.
         Мониторинг образовательного процесса осуществляется через отслеживание результатов освоения образовательной программы;  мониторинг детского развития проводится на основе оценки развития интегративных качеств ребенка. Воспитательно-образовательный процесс с детьми осуществлялся по направлениям: социально-коммуникативного, познавательного, речевого художественно-эстетического и физического развития детей и достиг определенных результатов:

 

Образовательные области

Группы

Итог

IIмладшие

Средние

Старшие

Подготовительные

I

II

I

II

I

II

I

II

I

II

Социально-личностное развитие

 

61%

 

75%

 

57%

 

84%

 

58%

 

86%

 

67%

 

85%

 

65%

 

82%

Познавательное развитие

57%

73%

50%

75%

62%

86%

62%

87%

60%

80%

Речевое развитие

56%

79%

46%

79%

51%

87%

64%

90%

56%

83%

Художественно-эстетическое развитие

 

56%

 

68%

 

48%

 

77%

 

55%

 

84%

 

65%

 

89%

 

56%

 

85%

Физическое развитие

66%

74%

53%

79%

67%

85%

83%

95%

56%

81%

Итог

58%

73%

50%

79%

58%

86%

67%

89%

58%

82%

Прирост (%)

15%

29%

28%

22%

24%

Проведенный анализ свидетельствует об успешном
освоении программы, о высоком запасе необходимых знаний, уровне сформированности представлений, умении их использовать или оперировать ими. Педагоги объективно оценивают результаты работы с дошкольниками и выстраивают дальнейшую систему, обращают внимание родителей на проблемы в развитии ребенка.

Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие» (82%) -  получен хороший результат, прирост составил 17%.  Главная цель социализации — становление основ ценностного отношения к элементам социальной культуры: толерантного — к людям разных национальностей, возрастным и гендерным ценностям; бережного и уважительного - к собственным этническим ценностям и достояниям истории; гуманного - к людям, природе, окружающему миру.

Воспитатели использовали такие основные методы воспитания:

• организация жизненных и игровых развивающих ситуаций, обеспечивающих детям возможность осваивать опыт поведения и доброжелательного отношения к сверстникам и близким взрослым;

•  организация сюжетно-ролевых игр, связанных с отражением семейных отношений и элементарного профессионального взаимодействия взрослых;

• создание макетов для обогащения социальных представлений.

Воспитатели большое внимание уделяют ознакомлению детей с трудом взрослых, с профессиями, созданы условия для занятий непосредственно трудом.

 Высокие показатели достигнуты за счет тех мероприятий, которые проводились в рамках всероссийских акций по безопасности дорожного движения. В эту работу были вовлечены родители.

         Образовательная область «Познавательное развитие» (80%) –результаты имеют стабильную положительную динамику. Большую и значительную роль сыграло  создание во всех возрастных группа обогащенной развивающей  предметно-пространственной среды,  сотрудничество воспитателей со специалистами и родителями, а также -  инновационная деятельность педагогов. Для формирования элементарных математических представлений внедрена технология «Игралочка», авт. Л.Г. Петерсон, Е.Е. Кочемасова - проект «Школа - 2000…» (старший дошкольный возраст), что помогает развивать логическое мышление дошкольников. В образовательный процесс внедряется ТРИЗ-технология. Успешно решить задачу экологического воспитания  позволила систематическая и планомерная работа педагогов на прогулках, в интеллектуальных играх, в свободной деятельности детей. Педагоги проводят опытно-экспериментальную деятельность с детьми на экологической тропе, реализовывая проекты, помогающие  систематизировать и углублять  знания детей по экологическому воспитанию через целостное представление о родном крае. В группах оборудованы экспериментальные зоны, оформлены уголки краеведения

Анализ результатов образовательной области «Речевое развитие» (83%) показал, что не во всех возрастных группах прослеживается положительная динамика.  Развитие речи является одной из главных задач в педагогическом процессе. Работа педагогов в данном направлении включает все составляющие обучения: формирование звуковой культуры речи; обогащение, закрепление и активизация словаря; формирование грамматического  строя речи; развитие связной речи; формирование элементарного осознания некоторых  языковых явлений. Работа по развитию речи прослеживалась и в обогащении РППС:  в группах   созданы условия и  накоплен необходимый дидактический материал для развития речевой деятельности детей (созданы картотеки пальчиковой    и артикуляционной гимнастики, подобран материал по развитию мелкой моторики: трафареты, шнуровки, различные виды конструкторов и т.п.). 

Должное внимание уделялось приобщению детей к художественной литературе.  В ДОО создана с помощью родителей детская библиотека. Разработано Положение о библиотеке, составлен план работы. В нем предусмотрена работа с детьми всех возрастных групп. Воспитатели проводили совместные мероприятия с родителями в рамках проекта  «Здравствуй, книжка». Цель проекта – привитие детям любви к чтению  книг.

 Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» (85%).  У детей старшего дошкольного возраста выше (89%). Анализ показал, что на полученный результат повлияли индивидуальные занятия с детьми, участие в творческих выставках разного уровня, организация конкурсов с участием семьи.

Уровень освоения программы по музыкальному развитию наиболее высок у воспитанников старшего дошкольного возраста. Музыкальный руководитель работала над реализацией проекта «Нотная грамота», много внимания уделялось развитию песенного, танцевального и музыкально-игрового творчества. В процессе музыкальной деятельности дети приобщаются к музыкальному искусству, знакомятся с лучшими образцами народной и классической  музыки. Традиционно проводятся разнообразные досуги, праздники. Увеличилось число детей, которые стали лучше понимать и воспринимать музыку. Дети стали лучше двигаться под музыку, научились чувствовать музыкальные фразы, слышать и чувствовать ритм, ритмические рисунки, передавая их в движении и игре на музыкальных инструментах. Овладели певческими навыками: правильным  звукообразованием, владением дыхания. Воспитанники ДОО научились петь песни в разных жанрах и характерах: народные, патриотические, протяжные, вальсовые, эстрадные и др.

В МАДОУ созданы условия для театрализованной деятельности. В каждой группе имеются мини – театры: на кружках, на губках, теневой театр, на лопатках, фольклорный театр.  Отмечая успехи в музыкальном воспитании детей, следует обратить внимание и на недостатки: необходимо пополнить картотеку музыкально-дидактическими играми.

Образовательная область «Физическое развитие» - процент освоения составляет 81%. Физкультурно-оздоровительная работа с детьми осуществлялась с использованием здоровьесберегающих технологий; Гаврючина Л.В. «Здоровьесберегающие технологии в ДОУ», М.Д. Маханева «Программа оздоровления детей дошкольного возраста» - использованы рекомендованные средства физического воспитания.

Оздоровительная работа в ДОО осуществлялась по следующим направлениям: соблюдение режима дня и гигиенических требований, проведение утренней гимнастики, гимнастики пробуждения после сна, соблюдение двигательного режима в группах и на прогулке, проведение физкультурных занятий.

Параллельно с физическим развитием идет обучение детей основам культуры здоровья. Валеологический материал органично включается в структуру НОД, способствуя расширению знаний детей о строении человека, влиянии физических упражнений на организм, о безопасности жизнедеятельности. С детьми разучиваются комплексы упражнений, направленных на профилактику плоскостопия, дыхательной системы.

Результаты мониторингового исследования показали, что по всем направлениям развития произошли позитивные изменения. Данные результаты были достигнуты благодаря использованию разнообразных видов деятельности, их интеграции; вариативности использования образовательного материала; творческой организации воспитательно-образовательного процесса.

Анализ выполнения Программы показал следующие результаты: образовательная программа в детском саду освоена воспитанниками на   82%.

  1. Анализ уровня развития интегративных качеств выпускников ДОО

На основании «Положения о системе оценки индивидуального развития воспитанников МАДОУ д/с № 8 г. Сковородино в соответствии с требованиями ФГОС дошкольного образования» старшим воспитателем, воспитателями возрастных групп проведен итоговый мониторинг по формированию интегративных качеств воспитанников на конец 2015-2016 учебного года.

Мониторинг динамики развития интегративных качеств воспитанников проводился с целью анализа конечных (итоговых) результатов сформированности интегративных качеств у детей. Всего  обследован 92 ребенка: II-ые младшие группы – 14 детей, средние группы – 39 детей, старшие группы – 15 детей, подготовительные к школе группы – 24 ребенка.

Мониторинг обеспечил комплексный подход к оценке сформированности интегративных качеств воспитанников.

Результаты итогового мониторинга формирования интегративных качеств воспитанников МАДОУ д/с № 8 г. Сковородино являются удовлетворительными: интегративные качества у детей развиты в основном на высоком уровне. 

 

Интегративные качества

Группы

II-ые младшие

Средние

Старшие

Подгот. к школе

Итого

в

с

в

с

в

с

в

с

в

с

Физически развитый…

20

14

17

14

19

13

20

15

100%

---

Любознательный, активный

16

19

19

19

20

13

19

18

75%

25%

Эмоционально отзывчивый

19

14

18

13

20

15

20

15

100%

---

Овладевший способ.  общения...

15

14

18

12

20

18

19

20

75%

25%

Способный управлять…

17

15

18

19

19

15

20

19

87%

13%

Способный решать интелл…

18

15

16

12

19

16

20

19

87%

13%

Имеющий первичные предст.

16

15

17

20

19

19

19

19

75%

25%

Овладевший универсальными…

18

15

17

12

19

15

20

19

87%

13%

Овладевший необходимыми…

17

16

19

18

20

14

19

19

82%

18%

 

17

18

19

20

 

Итоги данного мониторинга помогут педагогам определить дифференцированный подход к каждому ребенку в подборе форм организации, методов и приемов воспитания и развития воспитанников.

1.4. Анализ результатов повышения профессионального мастерства педагогов

МАДОУ д/с № 8 г. Сковородино полностью укомплектован педагогическими кадрами, их состав практически стабильный. Педагогический коллектив, обеспечивающий развитие и воспитание детей состоит из 20 педагогов ДОУ: 17 воспитателей, старший воспитатель, 2 специалистов (музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре). 50% педагогов имеют стаж работы по специальности более 20 лет; средний возраст педагогов ДОУ составляет 45 лет; высшее образование имеют 15% педагогов, среднее профессиональное – 85%; 10% в настоящее время получают высшее педагогическое образование. 2 педагога удостоены звания «Отличник народного просвещения», 3 педагога награждены Почетной  грамотой Министерства образования и науки Амурской области.

Был проведен системный анализ уровня профессиональной компетенции педагогов с введением ФГОС ДО. На основе данных проведенного анализа с учетом современных тенденций в работе с кадрами был разработан план-график повышения уровня
профессиональной квалификации педагогов нашей дошкольной образовательной организации.

Педагоги ДОО проходят курсы повышения квалификации и курсы профессиональной переподготовки на базе Амурского института развития образования. 65% педагогов прошли обучение  на курсах повышения квалификации по теме «Организация образовательного процесса ДОО в соответствии с ФГОС ДО».

Высокий уровень профессионализма педагога – результат целенаправленной, систематической и творческой работы над собой, постоянного повышения своего научно-методического потенциала.

 

Повышение профессиональной  компетентности педагогов

МАДОУ д/с № 8 г. Сковородино через аттестацию на первую, высшую квалификационную категорию в 2015-16 учебном году

Категория (первая, высшая)

Фамилия, имя, отчество педагога

Основание (приказ министерства образования и науки Амурской области)

I

Емельянова Н.В., воспитатель

№ 1554 от 30 11.2015

I

Жирова Н.А., музыкальный руководитель

№ 1585 от 14.12.2015

I

Катаргина Н.С., воспитатель

№ 1585 от 14.12.2015

I

Кривошеева Т.Н., воспитатель

№ 1585 от 14.12.2015

I

Ломакина Н.И., воспитатель

№ 1585 от 14.12.2015

высшая

Гладких Т.А., старший воспитатель

№ 605   от 29.04.2016

 

Педагоги повышали свой профессиональный уровень в рамках районных методических объединений; участвовали в работе районной научно-практической конференции «ТРИЗ-технологии в речевом развитии детей дошкольного возраста»; в малой научно-практической конференции среди воспитанников образовательных учреждений района, реализующих образовательную программу дошкольного образования, «Я – исследователь».

Представление опыта работы педагогами МАДОУ д/с № 8 г.Сковородино

Ф.И.О.

педагога

Уровень

Наименование мероприятия

Тема творческой разработки

Достижения

Катаргина Н.С.

Муниципальный

Конкурс проектов

За здоровьем - в детский сад

Грамота

I место

Анискина С.М.

Муниципальный

Выставка творческих работ

Святая женщина моя

Участие

Емельянова Н.В.

 Муниципальный

Конкурс

Новогодняя гостиная

Грамота

II место

Гладких Т.А.

Муниципальный

Конференция

Педагогическая технология «Палочки Кюизенера»

Презентация опыта работы

Катаргина Н.С.

Муниципальный

Конференция

Использование ТРИЗ-технологии в экологическом воспитании

Презентация опыта работы

Педагогический коллектив

Муниципальный

Творческий конкурс

Воспитатель-костюмер

Грамоты

I, II, III место

Сертификаты об участии

Жирова Н.А.

Муниципальный

Фестиваль

«Журавушка»

(I этап)

Детское творчество – ансамбль ложкарей

Грамота

I место

Жирова Н.А.

Областной

Фестиваль

«Журавушка»

(II этап)

Детское творчество – ансамбль ложкарей

Участие

Бабинцева М.А.

Муниципальный

Итоговое мероприятие в рамках работы МО

Экспериментальная деятельность с детьми раннего возраста

Презентация опыта работы

Иванова Т.А.

Муниципальный

Итоговое мероприятие в рамках работы МО

Экспериментальная деятельность с детьми раннего возраста

Презентация опыта работы

 

Неотъемлемой частью воспитательно-образовательной системы ДОО, подчиненных единым целям воспитания, обучения и развития детей являются методические объединения.

В ДОУ созданы два методических объединения, которые функционируют по возрастным категориям. Методическое объединение воспитателей групп раннего возраста «Экспериментируем, играя», руководитель МО Бабинцева М.А., I квалификационная категория.

Методическое объединение воспитателей групп дошкольного возраста «Использование методов мнемотехники для развития памяти, речи, воображения детей», руководитель МО Катаргина Н.С., I квалификационная категория.

Методические объединения созданы с целью повышения профессионально-педагогической компетентности, профессионализма и педагогического мастерства каждого педагога, обязанного обеспечить качественное образование по актуальным вопросам учебно-воспитательного процесса ДОО. Руководители методических объединений ДОО – творчески работающие педагоги. Руководителями МО разработаны и реализованы в полном объеме перспективные планы работы на учебный год.

    Согласно плану работы  на должном уровне организованы различные мероприятия. В проведенных   мероприятиях различного характера были теоретические, практические семинары, мастер-классы, совместная образовательная деятельность педагогов и детей, выставки дидактических пособий и игр для педагогов и родителей, тренинговые мероприятия с родительской аудиторией. Работа методических объединений  связана со всеми аспектами деятельности ДОО, со всеми участниками образовательного процесса.

Приоритетным направлением в совершенствовании работы методических объединений ДОО станет: введение инноваций в работу методических объединений с целью подготовки воспитателей к внедрению и реализации ФГОС.

Педагогами ДОО успешно внедряется ИКТ в образовательный процесс. На большинстве педагогических и методических мероприятиях, организуемых в ДОУ для педагогического коллектива и воспитанников, педагоги используют слайдовые презентации Microsoft Power Point, что предусматривает повышение уровня информационной культуры педагогов, компетентности в использовании интерактивных средств обучения.

Для внедрения новых форм взаимодействия педагога и ребенка создана сеть дополнительных платных образовательных услуг воспитанникам ДОО.

КАРТА ВЫПОЛНЕНИЯ ГОДОВОГО ПЛАНА

за 2015-2016 учебный год

Вид деятельности

Количество

мероприятий

Выполнение

(в %)

Невыполнение

(в %)

Обоснование

причин

Педагогические

советы

5

100%

---

---

Семинары-

практикумы

6

100%

---

---

Открытые просмотры

5

83%

---

---

Выставки

8

100%

---

---

Смотры-

конкурсы

4

80%

---

---

 

Годовые задачи, поставленные перед педагогическим коллективом на 2015-2016 учебный год, выполнены не в полном объеме.

С целью решения годовых задач была проведена следующая методическая работа:

Проведено 5 педагогических советов:

№ 1 – «На пороге учебного года» (установочный) – январь 2016 г.;

№ 2 – «Детская художественная литература – средство речевого развития детей дошкольного возраста» (интеллектуально-творческая игра) - ноябрь 2015г. (на базе МБДОУ д/с № 1 г. Сковородино);

№ 3 – «Педагогическая этика в дошкольном образовательном учреждении»

 (тематический) - февраль 2016г.

№ 4 – «Поликультурное образование в детском саду» (проблемно-деловая игра) – март 2016 г.

№ 5 –  «Реализация основных задач ДОО» (итоговый) – июнь 2016 г.

На каждом педсовете были приняты решения к выполнению намеченных дел.

В течение учебного года проведено два тематических контроля: «Состояние работы по ознакомлению детей с художественной литературой», «Осуществление поликультурного воспитания в детском саду». Не был проведен тематический контроль «Подготовка к новому учебному году», это связано с тем, что в данный период детский сад не функционировал. Ежемесячно осуществлялся оперативный контроль: выполнение правил внутреннего распорядка, организация питания в группах, соблюдение режима дня, анализ адаптационного периода, качество проведения НОД, организация прогулки, игровая деятельность. Персональный контроль  наблюдение педагогического процесса в первой половине дня. Проводился также предупредительный контроль по планированию речевых видов деятельности  с целью  недопущения ошибок.

Организована работа по проведению смотров-конкурсов: по созданию развивающей предметно-пространственной среды в группах, с целью эффективности индивидуального подхода к ребенку в соответствии требованиям СанПиН, ФГОС ДО;  знакомству с трудом пожарных; лучшая экспериментальная зона (младший дошкольный возраст); самый интересный литературный мини музей.

Практикумы-семинары проведены по теме «Развитие представлений о человеке в истории и культуре