Перспективный план экспериментальной деятельности муниципальной экспериментальной площадки

«Взаимодействие педагогов, детей и родителей в условиях ДОУ»

 

п/п

Мероприятия

Сроки

Ответст-венные

Результат

I этап. Вхождение в эксперимент (2012 – 2013 уч. год)

 

1.

 

 

 

 

 

 

 

 

2.

 

 

 

 

 

3.

 

 

 

 

 

 

4.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5.

 

Создание творческой группы; разработка  системы работы эксперимента – составление плана работы экспериментальной площадки

 

Определение основных понятий эксперимента

 

 

 

Разработка программы работы с педагогами – участниками эксперимента

 

 

Заседание творческой группы по экспериментальной работе:

1.Экспериментальные диагностические мероприятия с родителями (анкетирование, тесты, опросы, наблюдения).

2. Подготовка к проведению педсовета «Родитель – заказчик, спонсор, партнер?» 

 

Подведение итогов экспериментальной работы за 2012-2013 уч. год: расширенное заседание творческой группы

 

 

Октябрь 2012

 

 

 

 

 

 

 

Ноябрь

2012

 

 

 

 

Декабрь

2012

 

 

 

 

 

Февраль

2013

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Март 2013

 

 

 

 

Май 2013

 

Руководитель эксперимента – старший воспитатель МАДОУ

 

 

 

 

Творческая группа

 

 

 

 

Руководитель эксперимента, творческая группа

 

 

 

Руководитель эксперимента, творческая группа

 

 

 

 

 

 

 

 

Педагоги, участвующие в эксперименте

 

 

Творческая группа

 

 

Протокол заседания.

План работы экспериментальной площадки

 

 

 

 

 

Список основных понятий эксперимента (глоссарий)

 

 

Программа работы с педагогами по теме опытно-экспериментальной работы

 

 

Протокол заседания.

 

 

 

 

Анкеты для родителей.

 

 

 

 

 

План проведения педсовета.

Решение педсовета.

 

 

 

Письменный отчёт по итогам работы экспериментальной площадки.

 

 

 

 

 

 

II этап. Преобразующий (2013 – 2014 уч. год)

1.

Работа с педагогическими кадрами

1.1.

Круглый стол «Горизонты родительской активности: этапы и содержание работы с семьей»

 (анализ текущей ситуации взаимодействия родителей и педагогов ДОУ - по итогам анкетирования).

Октябрь 2013 г.

Руководитель эксперимента

Выводы и рекомендации круглого стола для педагогов ДОУ и родителей.

1.2.

Семинар-практикум «Способы выхода из конфликтной ситуации в работе с семьей».

Ноябрь 2013 г.

Руководитель эксперимента, творческая группа

План проведения семинара.

2.

Работа с родительским коллективом

2.1.

Тематические родительские собрания, тренинги, деловые игры (педагогическое образование родителей).

В течение года

Педагоги, участвующие в эксперименте

Протоколы собраний.

2.2.

Консультации для родителей, наглядное информирование.

В течение года

Педагоги, участвующие в эксперименте

Материалы консультаций.

3.

Проектная деятельность.

 

Проект «Шаг в большой мир»

1)Семейная  газета (семейные проекты);

2) «Малыш-крепыш» (семейные старты);

3) «Учимся вместе с детьми» (день открытых дверей).

В течение года

Руководитель эксперимента, творческая группа, педагоги, участвующие в эксперименте

 

 Планы проведения.

 Конспекты мероприятий.

 Фотоматериалы.

4.

Коллективные творческие дела.

 

«Идём на конкурс»: «Здравствуй, масленица!».

Февраль 2014 г.

Руководитель эксперимента, творческая группа, педагоги, участвующие в эксперименте

 

Конспект мероприятия.

Фотоматериалы.

5.

Привлечение родителей к организации досуговой деятельности детей.

5.1.

1. Интегрированный игровой тематический сеанс совместно с мамами «Здравствуй, солнышко!» (формирование эмоциональных отношений между родителями и ребенком).

2. «Поиграй со мною, папа!» - совместно с папами (игровой практикум).

Март 2014 г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Февраль 2014 г.

Музыкальный руководитель, логопед, педагоги, участвующие в эксперименте

 Планы проведений.

 Конспекты мероприятий.

 Фотоматериалы.

5.2.

Родительский фестиваль

«Мы вместе» (интеркультурное воспитание)

Апрель 2014 г.

Руководитель эксперимента, творческая группа, педагоги, участвующие в эксперименте

План проведения.

Фотоматериалы.

Мультимедийная презентация

5.3

Акция «Благотворитель-ность»:

- благотворительный концерт;

- ярмарка-распродажа.

Май 2014 г.

Руководитель эксперимента, музыкальный руководитель, педагоги, участвующие в эксперименте

Программа концерта.

План проведения ярмарки.

6.

Подведение итогов экспериментальной работы за 2013-2014 учебный год: расширенное заседание творческой группы

 

Июнь 2014 г.

Творческая группа

Письменный отчёт по итогам работы экспериментальной площадки.

 

III этап. Обобщающий (2014 - 2015 уч. год)

1.

Разработка и определение методик оценки хода и результатов эксперимента.

Сентябрь

Октябрь

2014

Творческая группа

Анкеты для родителей, педагогов.

2.

Анкетирование педагогов, родителей.

Ноябрь

Декабрь 

2014

Творческая группа

Анализ анкет.

3.

Создание «Банка педагогических идей» (вариативные формы взаимодействия с родителями).

В течение года

Руководитель эксперимента, творческая группа, педагоги, участвующие в эксперименте

Методические пособия, авторские программы, перспективные планы по теме эксперимента.

4.

Информирование через СМИ.

Февраль

Март

2015

Творческая группа

Печатный материал.

5.

Подведение итогов работы экспериментальной площадки за 2012 - 2015 гг.

Апрель

Май  2015

Руководитель эксперимента,

творческая группа

Аналитические материалы исследований.

Письменный отчёт по итогам работы экспериментальной площадки.

 

               

Руководитель эксперимента:

старший воспитатель

МАДОУ д/с № 8 г. Сковородино ____________ Гладких Т.А.

 

 

ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКАЯ СПРАВКА

О РЕЗУЛЬТАТАХ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

за 2012-2013 учебный год

 

В настоящее время актуальной проблемой является взаимодействие педагогов ДОУ с родителями, которое предполагает обмен мыслями, чувствами, переживаниями; оно также направлено на повышение педагогической культуры родителей. От активности обеих сторон зависит эффективность воспитания детей. Поэтому объект исследования экспериментальной деятельности МЭП, созданной на базе МАДОУ д/с № 8 г. Сковородино – взаимодействие педагогов, детей и родителей в детском саду.

Статус МЭП присвоен нашему ДОУ в сентябре 2012 г. В режиме эксперимента мы планируем работать три года: с 2012г. по 2015г. Главная цель эксперимента – достичь принципиально нового подхода к решению проблемы взаимодействия с родителями: «от семьи, с семьей, для семьи».

 Мы рассчитываем, в первую очередь, на изменение позиций сотрудничества: мы вместе против проблемы, а не против друг друга. Родители ожидают от воспитателей взаимопонимания, организованности, хотят услышать хорошее именно о своем ребенке, надеются на оказание помощи в случае необходимости. Педагоги ДОУ, в свою очередь, ожидают от родителей заинтересованности, уважения к себе, активности, внимания и понимания.

Разрабатывая систему работы эксперимента, мы ввели ряд принципов эффективного взаимодействия с семьей.

Принцип первый (хорошо известный педагогам и плохо осознаваемый родителями): родители являются первыми воспитателями ребенка.

Принцип второй (мало осознаваемый педагогами и не известный родителям): детские сады создаются в помощь семье в деле воспитания детей.

Принцип третий (смутно осознаваемый и родителями и педагогами): какие педагоги – такие и родители, и наоборот, какие родители – такие и педагоги.

И, наконец, четвертый принцип (вызывающий самое большое количество разногласий между педагогами и родителями): педагоги воздействуют на семью через ребенка и для ребенка; семья в, в свою очередь, воздействует на  педагогов через ребенка и для ребенка.

В итоге этих обновленных принципов мы хотим обеспечить полноценную активность и свободу ребенку.

2012-2013 учебный год – I этап «Вхождение в эксперимент». В МЭП задействовано 110 воспитанников, 14 педагогов, родители (количество родителей неограниченно). Прежде, чем начать работать в режиме эксперимента,  был определен инновационный потенциал педагогического коллектива. Руководствуясь анализом проведенного анкетирования и наблюдениями, дана оценка коллективу. Проведенное анкетирование показало, что большинство педагогов удовлетворены существующей системой взаимодействия с родителями, сложившейся в ДОУ.

50% коллектива составляют педагоги с высоким уровнем готовности к нововведениям. В эту группу входят воспитатели с высшим и средним специальным образованием, со стажем работы более 15 лет, имеющие первую квалификационную категорию. Они знакомы с этапами исследовательской работы, владеют методами и приемами поисково-познавательной деятельности, умеют ставить проблемы и выдвигать цели.

            30% педагогов – группа со средним уровнем: педагоги, имеющие среднее специальное образование, вторую квалификационную категорию. Они охотно принимают участие в решении проблем, возникших в ходе обновления системы взаимодействия с родителями, но не всегда проявляют творческую инициативу.

20% педагогов вошли в группу с низким уровнем готовности к инновациям. Это педагоги со средним специальным образованием, проходящие заочное обучение, стаж работы – 2-5 лет. Они испытывают трудности в решении создавшихся проблем, недостаточно грамотно проектируют педагогический процесс, не активны в работе с детьми и родителями.

Сделан вывод: инновационный потенциал педагогов достаточен для восприятия нововведений.

Была создана творческая группа педагогов. В ее состав вошли педагоги с высокой степенью готовности к инновациям, отличающиеся эрудицией, креативностью.

Изучая содержание форм работы с родителями в ДОУ, творческая группа сделала вывод, что многие из них устарели, и не потому, что «традиционны», а потому, что не достаточно дифференцированы. Они не учитывают такие изменения в семье, как:

  • Рост образования родителей;
  • Повышение материального достатка молодых семей;
  • Мобильность современных родителей;
  • Повышение коэффициента детско-родительского общения;
  • Уменьшение количества детей в семье;
  • Доступность информации и т.д.

При разработке программы за основу взяли интерактивное направление работы с родителями: анкетирование, тренинги, акции, тематические и индивидуальные консультации, мастер-классы.

С педагогами участники эксперимента провели цикл практических занятий «Коммуникативно-речевые умения педагога в общении с родителями».

В марте 2012 г. проведен педагогический совет на тему «Родитель – заказчик, спонсор, партнер?». На педагогическом совете воспитатели групп предоставили отчет  об использовании интерактивных форм в работе с родителями в течение учебного года.

Составлен глоссарий основных понятий по теме эксперимента.

Расширенное заседание творческой группы будет проведено в мае 2012 г., где будет дан теоретический анализ состояния взаимодействия педагогов ДОУ и родителей.  Но уже сейчас можно подвести итог I этапа работы МЭП: вся запланированная работа выполнена в полном объеме. Коллектив МАДОУ д/с № 8 уделяет особое внимание укреплению и обновлению взаимоотношений педагогов с родителями.

 

 

Справку подготовил руководитель эксперимента ____________

                                                                                                       Гладких Т.А.